Тай-Цзи Цюань

Тай-Цзи Цюань

Что приводит людей в спортзал? Желание хорошо выглядеть, с помощью физических упражнений привести в порядок свое тело. Тай-цзи цюань приводит в порядок не только наше тело но и нашу душу. Тай-цзи считается гимнастикой. Это не совсем так. Гимнастика — это последовательность упражнений, направленных на работу мышц и связок, и их укрепление. Тай-цзи цюань — это комплекс боевой, гимнастической и философской систем.

Существует множество легенд о времени происхождения и о родоначальнике Тай-цзи цюань. Одна из них гласит, что во время династии Южная Сун (1127— 1279) даосский монах Чжан Саньфэн разработал особую систему упражнений и приемов рукопашного боя, основанную на его наблюдениях за повадками змей и птиц, зверей, за плывущими облаками, текущей водой, движением гнущихся под ветром деревьев и т.д. Поскольку Чжан Саньфэн жил в горах Удан-шань, созданное им направление цюань-шу стало также называться "уданским направлением".

Возникновение Тай-цзи цюань связывают с именем Чэнь Вантина (Цзоутина), который после падения династии Мин удалился в уединение. Взяв в качестве первоисточника "Трактат о кулачном искусстве" знаменитого полководца Минской эпохи Ци Цзигуана, он разработал систему цюань-шу Чан цюань ("Длительный рукопашный бой", или "Длинный кулак") и комплекс упражнений из 13 базовых форм (приемов). Позднее, соединив это с теоретическими положениями "Трактата о Тай-цзи цюань" Ван Цзуньюэ, он создал школу Тай-цзи цюань семьи Чэнь. Сохранив непрерывную преемственность традиций, эта фамильная школа дожила до наших дней и является одной из самых авторитетных и влиятельных школ, разветвившихся к настоящему времени. Наиболее известны из них: Чэнь, Ян, У, У (Хао) и Сунь.

В XIX веке из-за развития оружия (и в особенности - появления огнестрельного оружжия) роль ушу в военном деле уменьшилась. Уловив новые тенденции, Ян Лучань стал преподавать тай-цзи цюань не как боевое, а как оздоровительное искусство, оставив боевые аспекты внутри своей семьи. Тогда же, в середине XIX века, в деревне Чэньцзягоу уже никто не помнил большинство классических комплексов, созданных Чэнь Вантином. Занимающиеся чэньской ветвью специализировались на первом комплексе, и на "пушечных ударах". Из "старой формы" Чэнь Юбэнь создал "новую форму", отбросив некоторые сложные движения. В это же время появились и прочие известные ныне ветви тай-цзи цюань. Таким образом, постепенно из боевого искусства тай-цзи цюань превращалось в оздоровительную гимнастику. Именно в таком качестве воспринимали массы направления Ян и У ("шумный").

После образования Китайской Народной Республики была поставлена задача переработки боевых искусств в новые виды спорта и средства оздоровления. В августе 1956 года Госкомспортом КНР была опубликована книжка, называвшаяся "Упрощенное тай-цзи цюань", в которой описывался комплекс из 24 движений, составленный на основе тай-цзи цюань семьи Ян. В 1957 году для тех, кто освоил комплекс из 24 движений и хотел совершенствоваться дальше, был опубликован комплекс из 88 движений (исходный комплекс стиля семьи Ян состоит из 81 движения). В 1979 году, на основании стилей семей Ян, Чэнь, Сунь и одного из стилей У был составлен упрощенный комплекс из 48 движений.

Дословно термин «тай-цзи» переводится как «Великий предел». Все от Негативного до Великого предела охватывается теорией обо всех созданных вещах и принципами образования Инь и Ян. Когда Великий предел действует, он образует Ян. Когда деятельность достигает крайней точки, она становится бездеятельностью и образует Инь. Предельная бездеятельность обращается, становясь деятельностью. Деятельность является причиной бездеятельности и наоборот. Все во вселенной образовано сочетанием Инь и Ян. Инь и Ян — элементы Великого предела. Ян — твердость и доброта известные как начало творения. Инь — мягкость и праведность, известные как завершение творения. Ян — элементы активные, Инь — пассивные. Ян — является сильным, Инь — покорным. Инь и Ян дополняют друг друга, создают все вещи, и по скольку вещи создаются непрерывно, развитие бесконечно.

Тай-цзи начинается на первых уроках, и с этих самых минут начинает влиять на тебя. Сначала незаметно меняет привычное положение тела, а затем чувства и образ жизни. В тай-цзи мы учимся делать привычные нам действия по новому. Ходить, дышать, думать, не думать, относиться друг к другу, к окружающему нас миру, есть, спать... То,что раньше казалось самым обычным и естественным, теперь требует другого подхода, из которого вырастает новый уровень естественности. От естественности неуверенной, к естественности мастера.

Настоящее тайцзи начинается тогда, когда его принципы, начинают корректировать твою жизнь. Тай-цзи не может существовать отдельно, только три раза в неделю по полтора часа в день, после работы. Очень трудно оставаться в зале одним, дома другим. Рано или поздно тайцзи начинает менять не только структуру тела, но и мироощущение, расширяет или кардинально меняет угол мировоззрения. Вместе с тренировкой тела, начинается тренировка чувств.

Тай-цзи - это стиль жизни, ее философия, совокупность движений тела, с движением чувств и энергии вселенной, пронизывающей ее. Жизни в гармонии с природой, обществом, своим высшим «Я». Это внимание ко всему, что происходит внутри и вокруг нас. Воспитание мыслей и чувств по отношению к окружающим людям, вещам, событиям. Осознанность и ответственность своих действий, направленных в окружающий мир, начиная со своих близких.

Тай-цзи не только боевая техника, но искусство. Искусство — это творчество, а творчество появляется там, где появляется энергия, ее естественная циркуляция. Это трудный, вначале даже утомительный путь, который впоследствии становиться радостным познанием мира, его двойственности, изменчивости расширяясь каждую секунду, бесконечно, подобно Великому пределу.

Все самое сложное начинается с самого простого, великий путь начинается с первого шага. Каким будет твой путь? Ты никогда не узнаешь, пока не попробуешь.

Тай-цзи предлагает к рассмотрению несколько постулатов и способы их применение на практике. Истинность или ложность этого подхода может показать вам только ваша собственная работа. Но не стоит относиться к ним как универсальным формулам. Наша жизнь намного богаче и разнообразнее любых схем. Готовая схема, это всегда ограниченное решение, отбирающее возможность самостоятельного выбора, творчества. Тай-цзи дает лишь ключ к пониманию сложных явлений, это поможет вам найти свой путь в тай-цзи, не поколебав его основополагающих принципов.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТАЙ-ЦЗИ ЦЮАНЬ

(Абаев Н.В., Горбунов И.В.,Сунь Лутан о философско-психологических основах "внутренних" школ у-шу)

Принцип Ненасилия, или У-вэй (Недеяния). Занимающегося Тай-цзи можно сравнить с садовником, выращивающим прекрасные цветы. Цветам необходимы свет солнца и дождь, тепло и прохлада. Избыток одного из качеств их погубит. Не трудно себе представить, что будет, если садовник, для ускорения роста, возьмется тянуть цветы за бутоны. И так во всем.

Принцип маятника. Все в этом мире колеблется, разница лишь в частоте и форме колебаний, а также в плотности материала или субстанции, подверженной колебаниям. В Тай-цзи мы ищем состояния свободного маятника. Начинаем с самых грубых колебаний и постепенно приходим к тончайшим (Цзин) вибрациям. Ритмы образуют Вселенную. В механических часах мы видим два вида маятника: маятник "качели" и "маятник — спиральную пружину". Первый преобладает в механике движения Тай-цзи, второй — Ба-гуа цюань.

Принцип Самоутверждения. Личная точка зрения всегда будет грешить определенной ограниченностью. Надо стремиться смотреть на все с наиболее высокой точки, т.е. как бы со стороны. Наиболее подходящей нам представляется точка зрения Учителя. Это позволяет поднять и свою точку отсчета, а также избежать многих ошибок ограниченности сознания.

Принцип равновесия, гармонизации всех проявлений. Мы ищем Золотой Середины во всем. В нашем внутреннем мире (микрокосме), в нашем отношении с обществом (в том числе и с партнером-соперником), в нашем отношении с Большим Космосом. И если наш партнер не гармоничен, он разрушает себя, а вернее, разрушает в себе то, что закрывает ему путь к Высшему в себе. Или наоборот (т.е. вы через партнера раскрываете себя). Очень часто гармония достигается через конфликт. В каждом конфликте надо суметь найти более высокий уровень динамического равновесия. Если это удается, то вырастает сознание, а состояние здоровья, несомненно, улучшается.

Принцип Причинности, или, говоря традиционно, Закон Кармы. Попросту он объясняется русской пословицей "Что посеешь, то и пожнешь". Хочешь иметь лучшее будущее — делай хорошо настоящее. Не стремитесь с остервенением уничтожить противника, иначе, рано или поздно, кому-то придется уничтожать вас. Но не смущайтесь, если кто-то сейчас относится к вам плохо. Это вы встретились со своим прошлым. Его надо принять лицом, как волну, со всем доступным вам мужеством, извлекая все необходимые уроки.

Принцип постоянного Расширения Сознания. Во всем ищи самую глубокую причину. Не торопись отрицать, а лучше спроси: "А почему именно так?"

Принцип постоянного Утончения Сознания. Во всем ищи более тонкие градации качества, не теряя из виду целое. И в чем вчера различал два-три качества, завтра увидишь массу новых (для себя) тонкостей. Нет мелочей — есть подробности. Эти "чуть-чуть" в сумме отличают Мастера от дилетанта.

Принцип Огненности мышления. Всякая мысль привлекает пространственную энергию. Беспорядочное мышление привлекает соответствующие силы. Учитесь ясно и четко мыслить, это привлечет сильные следствия. Мысль — как удар меча. Проверяем качество мысли по результатам. Не говори "невозможно", а утверди лучшее будущее! Замечай более тонкие уровни мышления, те, которые уже не поддаются словесному описанию. Они самые ценные.